Реальные помощники
В поиск никого не надо тащить. Если, даже ребёнок, чувствует сердцем и душой чужую боль, он сам придёт в поисковое движение. Так родился школьный отряд «Огонёк» имени Калмыкова А.В.». Но он быстро вырос в районный поисковый отряд «Огонь Памяти» имени Сергеева А.Н.». Штаб – музей отряда располагался в подростковом клубе «Честь». Отряд официально работает в ВРОО (Волгоградская Региональная Общественная Организация) «Поиск», а я – член этого отряда, и ребята выдали мне удостоверение № 1 . Не умею обманывать детей. Мои мальчишки имеют форму, 25 комплектов формы нам подарили с моей помощью. Теперь у мальчиков ПО «Огонь Памяти имени Сергеева А.Н.» есть свой дом, то есть штаб отряда. Это в клубе «Честь», как говориться, на нейтральной полосе. Любой ребёнок может придти в отряд и найти себе дело по душе. Взрослым также будут рады. Принцип работы прост: найди и сделай дело. Вот и мне, «бабушке – поисковику», хочется сделать серьезное дело, то есть донести, свой большой рассказ о детях войны, которых фашистские изверги угоняли с Родины во время оккупации. Это рассказа о боли ребенка, о пережитом им том страшном времени войны…
… Анкетные данные даются по совету старшего научного сотрудника ВолГУ Светланы Юрьевны Пищулиной. Они рассказывают о той трудной поре, когда ребёнку просто нечего, было, есть, не в чем было идти в школу.
Работая в Центре Документации Новейшей Истории Волгоградской области, нашла документ от 12 августа 1944 г.: «Информация об итогах учебно-воспитательной работы в школах Сталинградской области за 1943 – 1944 учебный год. В истекшем учебном году школы Сталинградской области и особенно города Сталинграда работали в очень трудной и сложной обстановке. В 1943 – 1944 учебном году почти все школы города Сталинграда, да и многие школы в районах, работали в 2 -3 смены с сокращенным рабочим днем из-за отсутствия стекла в полуосвещенных помещениях. Значительное число школ испытывали большие трудности с топливом вследствие ограниченного количества транспорта в хоз. организациях и колхозах. Засушливое лето 1943 года и недород хлеба, необеспеченность многих детей обувью и одеждой, передвижка учащихся в связи с реэвакуацией населения, недостаток учебников, учебных пособий, школьных письменных принадлежностей, острый недостаток тетрадей и др. – все это создавало очень большие трудности в работе партийных и советских организаций, органов образования и учителей». (ЦДНИ ВО Ф. 113, Оп. 14, Д. 260. Л. 10, 13 об.)
Это официальный документ в Центральный комитет ВКП (б) в г. Москву от заведующего отделом школ обкома ВКП (б) тов. Алексеенко из г. Сталинграда подтверждает рассказы детей войны о том, что не всегда виноват ребёнок, что не смог получить достаточно полное образование в то тяжелое время. Дети стремились утвердиться в жизни, хотя жизнь была также тяжела. Дети жили честно, учились, трудились и помогали возрождению жизни. Да, эти простые люди делали свою судьбу сами наперекор бедам, горю, болезням, испытаниям судьбы….
Ребёнок войны – это Настоящий Большой Человек, достойно проживший свою жизнь. Хорошо бы, чтобы старость его была достойной и уважительной, он и так много настрадался в детстве.
… Среди членов Ассоциации «Дети военного Сталинграда», проживающих в Кировском районе, есть те, кто не только испытал ужасы бомбардировки нашего г. Сталинграда, но и познал тяготы и лишения немецкого плена. В рассказ о судьбах детей, угнанных до Белой Калитвы, ввожу истории тех людей, кто был угнан в Германию. Я видела, как сын, рассказывая о судьбе отца Крылова Н. П., плакал, чувствовала его волнение, сопереживание. Видела слёзы в глазах человека, пережившего плен, и помню его слова:
«Не могу больше вспоминать».
Воспоминания – это документы и менять в них ничего нельзя. Моя задача была собрать все в единый рассказ. Я не писатель, а поисковик – собиратель, который «выхаживает», «выслушивает», «вычитывает» необходимый материал. Затем собирает в рассказ и выражает свою позицию по данной теме. Мне бы хотелось, чтобы в год 65-ия Великой Победы в Великой Отечественной войне больше людей, и особенно детей, узнали правду об участниках войны – детях, переживших войну, которых бросили в этот ад…
Источник: Дэя Вразова. Сколько приняли мук. Рассказы «Бабушки – поисковика». Издательство г. Волгоград 2005 г. стр. 11 – 13.