Значок детей Сталинграда
И за что же, действительно, было ругать весёлых ребят: и тех, что изображали скульптурную композицию, и озорничавших маленьких Сталинградских детишек? Жизнерадостность, счастье и веселье озорства вызывали улыбки на лицах родителей и прохожих. Жизнь бурлила и цвела у этого фонтана. Фото «Вокзал после бомбёжки 23 августа 1942 года» знает весь мир. Крокодил и дети, израненные осколками, но все еще целые. А вот лягушки? Они «улетели» со своих мест. Фигурки шести лягушек располагались по кругу. На фото, с правой его стороны, видна одна из лягушек, «улетевшая» прямо с подставкой. Широкий раскрытый рот лягушки как бы вопрошает: «Что же Вы делаете, варвары?» Дети войны. Страшное и трагичное сочетание. Но таких в аду Сталинградской битвы было очень много. Предоставим слово одному из них и послушаем, что рассказывает мальчишка из Ивановки Семён Семёнович Вереницын: «Наша организация «Дети военного Сталинграда» родилась в 1989 году. В то время она называлась «Детский фонд имени В.И. Ленина». 2 февраля 1990 года в г. Волгограде в Доме офицеров был слёт детей со всего Советского Союза. На слёте было принято решение создать организацию «Дети военного Сталинграда». 10 мая 1991 года была проведена Первая общегородская конференция «Детей военного Сталинграда». Решением Волгоградского исполкома от 17.05.1991 г. № 8/194 предоставлялось право бесплатного проезда на общественном транспорте неработающим пенсионерам, членам ассоциации «Дети военного Сталинграда». 1 июня 1991 года были изготовлены вкладыши к удостоверениям «Дети военного Сталинграда», которые выдавались только неработающим пенсионерам, членам ассоциации. 19 апреля 1996 года решением конференции Волгоградской областной общественной организации «Дети военного Сталинграда» был утвержден устав организации, сов семи изменениями и дополнениями. 20 июня 2002 года в Доме офицеров отмечалось десятилетие организации «Дети военного Сталинграда». 2 февраля 1990 года участникам Первого слёта детей войны раздавались значки круглой формы с надписью по кругу: «Советский детский фонд им. В.И. Ленина. 1-й слёт детей Сталинграда». В центре – фигурки детей в огне пламени, руин зданий. Внимательно рассмотрев значок, я задала себе вопрос: «А не с этого ли фото «Вокзал после бомбёжки 23 августа 1942 года» делал мастер рисунок значка?». Вроде бы тот же детский фонтан, но видно, что фигурки детей не имеют некоторых фрагментов, т.е. нет головы, руки, ноги…
«Возможно, было другое, боле6е позднее, фото, но я его не встречала, ни в книгах, ни в газетах. Везде, даже в выпускаемых сейчас красочных альбомах, то же фото августа 1942 года. Однажды мне повезло. В книге, рассказывающей о художнике Евгении Кибрике, я увидела его рисунок детского фонтана и сделала ксерокопию этого рисунка. Вот выписка из этой книги: «Творчество Евгения Кибрика многогранно. Сотни тысяч рисунков, акварелей, эстампов объединяются в циклы и серии. …Рисунки, посвященные героического Сталинграду, также представляют собой серию.
… Эта серия рисунков, выполненных в сентябре 1943 года, была подарена народным художником СССР Е.А. Кибриком трудящимся нашего города. Он сделал это очень скромно и незаметно, как и многое, что сделал в жизни. Просто с оказией прислал их в музей изобразительных искусств» (Город гнева. Поэмы. Волгоград, 1983. С. 163). На рисунке Евгения Кибрика (даже на ксерокопии) читается дата «43г., сентябрь». Дружный детский хоровод разорван бомбёжками. Детские фигурки после многодневных жесточайших боёв за Сталинградский железнодорожный вокзал были тяжело «изранены» и даже «убиты», т.е. разбиты. У девочки вместо головы торчит кусок металлического прутка. Следующие две фигурки без рук, ног и т.д. Остался «живым» крокодил и одна лягушка-квакушка. Удивительно, но лягушка осталась почти целой в этом аду, и её видно на рисунке с правой стороны. Развалины составляют фон, небольшая часть площади уже расчищена для боёв. Хорошо, что найден рисунок, выполненный после окончания Сталинградской битвы, но это все, же рисунок. Лучше бы найти фотокадр этого фонтана после окончания Сталинградской битвы. Вполне возможно, что при изготовлении значка использовали и этот рисунок Е. Кибрика. Тем непредсказуемо интересен рисунок, что он может подарить такие находки, которые сразу и не оценишь. История этого фонтана мне особенно стала интересна после рассказа ребёнка войны из Бекетовки Анатолия Николаевича Сергеева. Рос любознательный и думающий мальчишка недалеко от ст. Бекетовской, на улице Писемского, д. 33. В военное лихолетье 10-летним пацаном прочувствовал и судьбу простого солдата, которые жили и в их небольшом домишке, и сам трудился на лесозаводе № 7. Он горько шутил: «Пупок рвал на лесотаске и заработал грыжу на всю жизнь». Он мне рассказал об одном солдате, о котором он и через много десятилетий горевал, - о Василии Алексеевиче Косицине. Когда же я это имя встретила в официальном документе (о нём речь пойдёт дальше), то заметила неточности в написании, т.е. В.И. Касицин. Но мы простим Анатолию Николаевичу то, что он называет отчество «Алексеевич» и букву «О» в фамилии в его рассказе. Ведь мальчишке-то в то время было всего 10 лет, но этого человека он помнил всю жизнь, уважал и любил. Да, память человека – штука хитрая, вот и попутал отчество. Но вполне возможно и ошибка в документе: вместо «А» пропечатано «И». Но это все в рассказе Сергеева не столь важно. Вот рассказ 70-летнего бывшего бекетовского мальчишки через 60 лет после войны о своем военном детстве: «Война забирала тех, кто заслуживал жить. Погибли отличные, добрые, широкой души люди. И мне, мальчишке 10 лет, было горько и обидно за это. Никак с этим я не мог примириться. Особенно хочется вспомнить и отметить этого человека, который жил с нами вместе в лихое оборонительное время. Это был фронтовой кинооператор Василий Алексеевич Косицин. Он жил в нашем доме в 1942 - 1943 годах и приезжал в гости в 1944 году. До войны он работал на Куйбышевском (г. Куйбышев, ныне Самара) киностудии. Василий Алексеевич оборудовал в комнате нашего дома свою небольшую фотолабораторию. В качестве помощника к нему на работу была официально оформлена моя мать, т.к. меня по малолетству не разрешили взять на работу. На киносъёмки он брал меня неоднократно. Я, перетаскивал аппаратуру, помогал ему при съёмках. Сразу же, по горячим следам, когда город Сталинград только что освободили от фашистской нечисти, Косицин выехал на съемки и взял меня. Он снимал руины городские и заводов «Кранный Октябрь», тракторного. Особенно запомнилась съёмка фонтана в центре города у вокзала. Я до сих пор помню, как он делал эти запоминающиеся кадры. Скульптурные фрагменты каменных фигурок детей на фонтане, с отбитыми руками, с дуррами от осколков, производили жуткое впечатление. Я запомнил время съёмок – было раннее ясное зимнее утро. Вместе с войсками Косицин ушел на запад. В 1944 году ему представили краткосрочный отпуск. Он вызвал жену Веру и дочь Ирину из Куйбышева в Сталинград, и у нас они прожили несколько дней. В эти дни он и сделал эту фотографию детей, где я поддерживал за локоть его дочь (в нашем дворе). И когда в документальных фильмах о войне среди множества фамилий военных кинооператоров появляется его фамилия, я всегда с радостью и гордостью вспоминаю этого человека и дни, проведены е вместе с ним. Однажды в одном из фильмов, посвященных очередной годовщине Победы, фамилия В.А. Косицина была указана в титрах среди фамилий других фронтовых кинооператоров, погибших в Великую Отечественную войну. Его же фамилия указана и среди фронтовых кинооператоров, кинокадры которых были использованы как в советском многосерийном документальном фильме о Великой Отечественной войне, так и в подобном фильме американском. После Победы мы узнали, что его в числе группы кинооператоров перебросили вместе с войсками с германского фронта на японский, где он и погиб. 58 лет храню его фотографию с надписью: «Семье Сергеевых от фронтового кинооператора. 1 декабря 1944 года. Косицин». Буду рад, если сотрудники в Самаре, где получают нашу газету, не сочтут за труд разыскать его родных. Подарят эту статью и сообщат, что в Волгограде Косицина Василия Алексеевича помнят и чтут». Рассказ Анатолия Николаевича о его детстве я возила в редакцию «Волгоградской правды». Анатолий Николаевич не помнил точно названий документальных фильмов, но вполне возможно, что один из них назывался «Неизвестная война». Это уточнение внес участник Великой Отечественной войны Кохан Прокофий Пантелеймонович. В «Волгоградской правде» 2 февраля 2002 года вышла статья «Без памяти нет будущего», подготовленная журналистом по воспоминаниям Анатолия Николаевича Сергеева. Печально, но это жизнь, и мы уже ничего не можем уточнить у Анатолия Николаевича Сергеева (29.08.1932 – 18.05.2003). Светлая память и погибшим солдатам, и тем детям войны, которые помнят их всю жизнь и еще… эту свою память оставляют последующим поколениям в своих рассказах, как это сделал очень сильно болевший офицер в отставке, инвалид I – группы, член ассоциации «Дети военного Сталинграда», труженик тыла, мальчишка из солнечной Бекетовки Анатолий Николаевич Сергеев.
Страница 1 / Страница 2 / Страница 3 /